Женщины больше верят в полезность хорошего образования, чем мужчины (79% против 71% соответственно). Возраст в данном вопросе также имеет значение: среди россиян старше 45 лет ценность образования признают 81%, тогда как среди тех, кому менее 35 лет, всего лишь 69%. При этом старшее поколение чаще тех, кто моложе, рассматривает образование как гарантию получения профессии на всю жизнь.
В необходимости получения хорошего образования больше уверены респонденты с доходом от 100 тыс. рублей (78% против 70% среди тех, кто получает до 50 тысяч рублей в месяц) и обладатели дипломов вузов (82% против 65% среди тех, кто имеет среднее профессиональное образование).
Как мы видим по результатам недавнего опроса, процессы, происходящие с высшим образованием в последние годы, значительно повлияли на отношение к нему россиян. Здесь следует перечислить несколько факторов.
Первый фактор — это доступность образования. Последние годы количество вузов уменьшается: согласно данным Росстата, если с 2009 по 2010 год вузов было 1114, то уже через десять лет количество высших учебных заведений по всей стране составило 724. Естественно, тут всему виной пресловутая «оптимизация», с помощью которой государство стремится сократить расходы на образование, но данные меры бьют по его качеству и доступности.
Здесь тоже данные Росстата нам помогут заметить разницу: если в 2017 году на 625 тысяч абитуриентов приходилось около 575 тысяч бюджетных мест, то в 2024-м на 824 тысячи абитуриентов приходится лишь 432 тысячи мест. То есть желающих учиться на бюджете сейчас примерно в два раза больше, чем тех, кто по итогу будет учиться за счёт государства. Остальным же придётся либо идти служить в армию, либо работать, либо же тем, у кого имеются финансовые возможности, учиться на платной основе. Разумеется, не каждый может себе позволить такую роскошь с учётом катастрофического роста цен на образование.
Второй фактор — это проблемы с трудоустройством по профессии. Зачастую многие вузы не могут предоставить студентам практику, которая в дальнейшем приведёт их к официальному трудоустройству после окончания обучения. Будущим специалистам либо приходится заручаться помощью кого-нибудь из преподавателей и выходить на будущих работодателей через них, либо же вести поиски самостоятельно.
Третий фактор — это, конечно же, низкая оплата труда специалистов в важных, казалось бы, для общества сферах, в первую очередь — учителя и врачи. К сожалению, будущие специалисты понимают, что не смогут осилить ипотеки, кредиты, прокормить себя и потенциальную семью на подобную зарплату, и уходят в более высокооплачиваемые сферы труда, например в платформенную занятость. Некоторые молодые люди и вовсе погружаются в эту сферу труда или же в сферу общественного питания, не получив образования, в ряде случаев считая, что оно им не нужно, или же просто понимая, что финансовых возможностей на обучение на платной основе ни у них, ни у их родителей просто нет.
Поэтому вполне закономерно падение авторитета высшего образования среди россиян и, что самое тревожное, среди молодых россиян. Потому что, если вопрос с доступностью и качеством образования решаться в ближайшие годы не будет, ситуация только ухудшится, и это приведёт к печальным последствиям.
Комментарий редакции: Для борьбы с разрушающими высшее образование процессами надо обращать внимание на упомянутые в статье факторы, отбивающие у молодежи заинтересованность в получении специальностей, знаний. Казалось бы, создавайте нормальные условия труда, гарантируйте выпускникам ВУЗов первое рабочее место. Но все с точностью, да наоборот. Всё упирается в эгоизм буржуазного класса, в его стремление выжать как можно больше из людей, меньше дав взамен. Может деградация высшего образования (равно как и сфер, от состояния которых зависит будущее нации) на руку кое-кому из «элиты»? Конечно, часть ранее занимавших высокопоставленные должности представителей «пятой колонны» после начала проведения Россией спецоперации на Украине эмигрировала. Но многие компрадоры еще остались — в том числе на вершине управленческой пирамиды. В своё время из уст их единомышленников звучали циничные утверждения вроде целесообразности ставки на воспитание «квалифицированного потребителя», а не творца. Кто-то даже проговаривался насчет «желательности» прохождения через национальную катастрофу и полный развал — якобы для «очищения от тоталитарного наследия». Как бы то ни было, компрадоры заинтересованы вырубить образование под корень, создать условия, благоприятствующие усилению деградации общества для искусственного формирования предпосылок, позволяющих международному капиталу осуществить прямую колонизацию России и её сепаратный раздел. Чтобы образование развивалось, чтобы каждый мог его бесплатно получить, а потом обрести достойную работу, надо, в первую очередь, окончательно зачистить властные коридоры от оставшейся «пятой колонны», во-вторых, перестать ориентироваться на установки представляющих интересы глобального бизнеса организаций, линия которых ведет к уничтожению ключевых сфер жизнеобеспечения России, к лишению перспектив большинства соотечественников. А конечной целью должен стать переход на путь строительства социализма, установление власти трудящегося большинства.